14 октября в СПб состоялся предпремьерный показ нового фильма Николая Хомерики «Ледокол», за неделю до выхода в широкий прокат. В принципе, я люблю российское кино и пристально слежу за новинками, но крупные проекты лично у меня всегда вызывают недоверие. Не умеют (или не научились) у нас умно расходовать бюджет картины. За примерами далеко ходить не надо — тот же «Дуэлянт» или «Ночные стражи». На подходе в ближайшие год-два мы сможем наблюдать много такого «добреца» — от Бондарчука и прочих Андреасянов. Коммерческий провал «Дуэлянта» ярко продемонстрировал отсутствие прямой корреляции между объемом рекламы и кассовыми сборами, а огромный бюджет не гарантирует смотрибельность фильма. «Ледокол» — это немного другая история, но из той же оперы. Режиссёр Николай Хомерики решил уйти из артхаусной драмы в большое кино и снять блокбастер.
На мой взгляд, получилось не очень, если воспринимать «Ледокол» как фильм-катастрофу. Во-первых, масштаб трагедии невелик — герои всего лишь застряли во льдах в океане, к ним на помощь (пусть и с запозданием) вышла спасательная экспедиция, на борту было топливо и еда. В сценарий присобачили ещё айсберг-убийцу, преследовавший ледокол «Михаил Громов», вызвавший некоторые поломки и грозивший полярникам неминуемой гибелью, но его мы наблюдаем только в начале и в конце фильма. Всё остальное время — вагинострадания героев, запертых на заледеневшем судне, меряние пиписками, даже некоторое подобие бунта. Нет ни каннибализма, ни жестокой борьбы за выживание, ни охоты на тюленей/моржей. Во-вторых, компьютерная графика, использованная в «Ледоколе», это вчерашний день, как и прочие сомнительные спецэффекты, изображающие тряску на корабле, а также плохо поставленные драки. Достаточно вспомнить недавний «Глубоководный горизонт» и станет немножко грустно, что в России снимают по-старинке и не двигают кинематограф вперёд. Блокбастеры это всегда использование новейших технологий и инноваций, если это не зашквар типа «Крейсера». Чем меньше бюджет — тем больше должно быть фантазии, как сделать круто при минимальных затратах, а в «Ледоколе» как будто даже не работали над этим вопросом.
Фильм «Ледокол» — это всё-таки драма о человеческих отношениях, только в экзотической обстановке, но без особо глубокого смысла и интересной интриги. Помрёт героиня Анны Михалковой (жена капитана Севченко) во время родов или нет, и сможет ли устоять жена капитана Петрова перед домогательствами гэбэшника — совершенно неинтересно. Наверное, самое важное наблюдение Хомерики, выведенное в «Ледоколе», это особый склад характера капитанов, из-за которого возникают проблемы по жизни — в работе и в семье.
Не очень понравилось, как настойчиво в «Ледоколе» суют приметы времени в лицо зрителю (дело происходит в 1985 году). Молодая Алла Пугачева на настенном календаре настойчиво мелькает в кадре, все герои ходят в аутентичных свитерах и шапках, цитируются песни группы КИНО из альбома «45» и пр. С одной стороны, в сюжете документальность условна, а названия и имена реальных героев изменены, в другой — настойчивая попытка сыграть на чувстве ностальгии. У меня в мои 34 это чувство не взыграло — честно скажу.
Ну и финальный аккорд — актёры. Малоубедительными получились главные персонажи капитаны (Пётр Фёдоров и Сергей Пускепалис) и их старпом (Алексей Барабаш). Та же история с женскими персонажами (Ольга Филимонова, Анна Михалкова) — сплошь декабристки, не иначе. Если и смотреть фильм «Ледокол», то только ради Александра Паля (вертолётчик Коля Кукушкин), Виталия Хаева (второй помощник капитана с диким украинским акцентом) и Александра Яценко (боцман Виталя). Ну и пёс Дюшес тоже миленький, а всех остальных в кочегарную топку!
Менеджеры кинотеатров переживают, что с «Ледоколом» произойдёт та же история, что и с «Дуэлянтом», то есть полный провал и фиаско. Посмотрим. Всё-таки до «Экипажа» «Ледоколу» очень далеко — и катастрофы как таковой нет, и люди массово не гибнут, и конфликты внутри коллектива взяты с потолка, да и плохо сыграны. Меня «Ледокол» не зацепил, а значит дела плохи. Под финал предлагаю глянуть мой видос с премьерного показа в «Синема Парке», в котором режиссёр Николай Хомерики и актёры Пётр Фёдоров с Сергеем Пускепалисом сказали пару слов зрителям, когда фильм УЖЕ шёл:
Подписывайтесь на мой телеграм-канал: t.me/AndyGoldred, чтобы ничего не пропустить.
Последнее обновление статьи 27 мая, 2022 в 02:05