21 ноября в Санкт-Петербурге в 15-й раз «стартанул» кинофестиваль «Начало». Как можно догадаться из названия, все представленные на киносмотре фильмы — дебюты. Программа показов небольшая: фильмы открытия и закрытия, два дня короткометражек, 6 фильмов из конкурсной программы, яркие дебюты, представленные на других кинофестивалях, а также какая-то там ретроспектива из Госфильмофонда. В этом году кинофестиваль принимают две площадки: «Ленфильм» и «Великан-Парк» (обе по факту принадлежат Эдуарду Пичугину, директору «Ленфильма»). Все показы бесплатные, за исключением «засвеченных» дебютов — билеты в «Великан Парк», где их демонстрируют, нужно приобретать в кассе кинотеатра или онлайн, если не хватило бесплатных мест. Всю информацию и контакты можно найти в официальной группе кинофестиваля «Начало»: vk.com/club126100761 Я зарегистрировался на все мероприятия на «Ленфильме» через Timepad и буду вести свою онлайн-трансляцию с места событий. Так что добавляйте страничку в закладки, если вам интересно 😉
Кинофестиваль «Начало» (2016) [ 21.11.2016 ]
Начало кинофестиваля «Начало» началось раньше церемонии открытия, а именно с показа фильма Юлии Белой «Городские птички» в «Великан-Парке». Картина уже отхватила несколько призов на омском «Движении» и в широкий прокат выйдет 15 декабря. Отзыв о «Городских птичках» я напишу на сайте Irecommend в ближайшие дни, а пока скажу лишь, что кино годное и мне очень-очень-очень понравилось. Мягкое, душевное, настоящее. После просмотра я вышел из кинотеатра в отличнейшем настроении с улыбкой до ушей и отправился на «Ленфильм» (это буквально через дорогу) смотреть короткометражки, созданные выпускниками мастерской режиссуры игрового кино Сергея Снежкина и Маргариты Бычковой. К сожалению (или наоборот), посмотрел не все работы, поскольку показы «ярких дебютов» и основная конкурсная программа идут параллельно. Застал только «Крепость человека» Ивана Клюкова, «Как избежать встречи» Кристины Кутчер, «Фро» Алисы Шитиковой и частично «Мост» Наура Гармелии (показ прервали на самом интересном месте, чтобы начать подготовку к церемонии открытия). Все увиденные короткометражки произвели на меня удручающее впечатление в том плане, что все они замкнуты на одной теме — «родители + дети». Непростые отношения матери и сына-подростка в «Крепости человека», взрослого сына и тяжелобольной матери в «Как избежать встречи», несчастной дочери и любящего отца во «Фро» и молчаливых отца и сына в фильме «Мост». После просмотра осталось тяжёлое чувство обречённости. Мне было жалко героев, мне было жалко себя, что мне пришлось всё это посмотреть.
После показа короткометражек случился небольшой антракт со сбором гостей и алкоголем. Организация мероприятия, мягко скажем, хромала на обе ноги. Во-первых, как я уже сказал, прервали показ «Моста», затем была толкотня в ленфильмовском кафе и перед входом в кинозал. У меня ничего не спросили — кто я, что я, зачем я. Ну, я-то был в списках, если что. Вряд ли меня уже узнают в лицо. На открытие фестиваля приехал губернатор города. Я не стал записывать на видео его приветственные слова. Думаю, банальные чиновничьи речи нет смысла реплицировать, как и выступления директора «Ленфильма» и режиссёра Сергея Снежкина.
Затем начались чудеса во время представления конкурсной программы — перестал работать микрофон, самопроизвольно включалась музыка, несколько раз зрителей оглушал так называемый «эффект Ларсена». Как сказала бы Королева Кристина из «Пацанок»: «ЭТО ПОЛНЫЙ ПРОВАЛ!» Директор «Ленфильма» объяснил неполадки эффектом роста возрождаемой киностудии.
Кинорежиссёр Игорь Масленников, получивший в этот вечер премию «За вклад в кинематограф», произнёс со сцены замечательную речь о «мелкотемье» на Ленфильме.
Завершился вечер показом фильма открытия кинофестиваля. Это была «Рыба-мечта» Антона Бильжо. Отзыв о дебюте сына карикатуриста Андрея Бильжо также читайте в ближайшие дни на Irecommend. Мне фильм понравился и даже муж Ксении Собчак не выбесил. Наверное, потому что его в конце-концов убили 🙂 Не знаю, состоялся ли обещанный Q&A с режиссёром после показа, так как одни рванули в кафе продолжить банкет, другие в гардероб, а я убежал домой.
Кинофестиваль «Начало» (2016) [ 22.11.2016 ]
22 ноября на Ленфильме показывали: программу российских короткометражных фильмов, а также два фильма из конкурсной программы: «Я здесь» (режиссёр Ренар Вимба) и «Птица» (режиссёр Ксения Баскакова). «Птицу» Баскаковой я уже смотрел на кинофестивале «Окно в Европу» в августе, поэтому данный показ пропустил. Вкратце — кино телевизионно-зрительское (в плохом смысле), меня не впечатлило. К тому же там Охлобыстин. Из короткометражек понравились больше всех «Трио» Ивана Иванова и «Чё» Ирины Вилковой.
В «Трио» пожилая пара признаётся друг другу в давних изменах, а в «Чё» главная героиня сбегает от мужа в третий раз в Питер, чтобы погрустить, и встречает там Дениса, с которым проводит один незабываемый день.
«Лучший город земли» Ольги Ряшиной вполне может вырасти в комедию или даже в сериал. «Джи» Романа Сафина утомил длительным полётом парашютистов. «Грех» Тамиллы Сличенко сюжетно слишком наворочен. «Серёжки» Антона Азарова анекдотичны и неправдоподобны. «Бахыт» Руслана Бекшенова и Александра Амулина минималистично-интеллектуален. «Верпаскунген» Григория Добрыгина пустоват. «Дом охотника» Андрея Егорова совсем плох.
Как я уже сказал, открывал конкурсную программу кинофестиваля фильм «Я здесь».История про брата с сестрой, которых бросила мать. Рая и Роби живут в сельской местности на попечении у родной бабки. Отношения с ней напряженные и когда бабка Ольга нечаянно околела от сердечного приступа, дети решили её просто-напросто закопать в саду. Единственный шанс для главной героини найти мать, укатившую в Лондон, это выиграть местную олимпиаду по английскому языку, что она и делает не без помощи молодого школьного учителя, с которым вступает в интимную связь. В общем, вся беспросветность латвийской глубинки с нищетой, размытыми дорогами и грязью по колено, детским пьянством и прочими спутниками неустроенности. Мать всё-таки нашлась, но возвращаться к детям в Латвию не захотела. Вот так и началась взрослая жизнь Раи — ей как раз исполнилось 18 лет. «Я здесь» получил главный приз в конкурсной программе «Поколение» на кинофестивале Берлинале-2016. Фильм грустный, но Раю не жалко почему-то. Все её поступки и повадки будущей преступницы перечёркивают симпатию, которая могла возникнуть по отношению к ней.
Кинофестиваль «Начало» (2016) [ 23.11.2016 ]
Третий день преподнёс два приятных сюрприза в виде сербского фильма «Хорошая жена» (режиссёр Мирьяна Каранович) и грузинской картины «Жизнь Анны» (режиссёр Нино Басилия).
«Хорошая жена» (Dobra žena / A Good Wife): Милене 50 лет, она мать семейства. Дети выросли и всё больше отдаляются от неё, с мужем хорошие отношения. Большой красивый дом, обеспеченная жизнь. Во время самообследования Милена замечает, что у неё есть уплотнение в груди. Позже диагноз подтвердится — у неё опухоль и требуется срочная операция. Отношения мужа со старшей дочерью Наташей не складываются из-за её политических взглядов. Во время генеральной уборки она также находит видеокассету, на которой записано, как её муж расстреливал боснийских мусульман во время резни в Сребренице. Милена поначалу пытается отстраниться от решения свалившихся на неё проблем, но чем больше она об этом думает, тем большие сомнения её терзают — что правильно и как нужно поступить. Дебютный фильм актрисы Мирьяны Каранович, выступившей в качестве режиссёра и сыгравшей главную женскую роль, по праву является одной из лучших конкурсных работ, представленных на кинофестивале. После показа состоялось общение с Мирьяной Каранович, осложнённое чудовищным переводом девушки, которой доверили эту почётную роль. «ЭТО КОЛЛАПС!» (с) Смотрите запись Q&A только если вы знаете английский язык, ибо синхронный перевод сильно искажает смысм высказываний Мирьяны (надеюсь, девушку-переводчицу больше не позовут для выполнения столь важной миссии):
«Жизнь Анны» (ანას ცხოვრება / Anna’s Life): Анна — молодая мать-одиночка в разводе. Её сын Сандро — аутист. На полноценное лечение не хватает средств, государство отказало в предоставлении социального пособия, бывший муж не способен оказать материальную поддержку — при разводе он оставил бывшей жене квартиру. Анна работает посудомойкой, помогает в театре, убирает квартиры. Мечтает уехать в США, чтобы там заработать деньги на лечение сына. Мать умерла, за бабушкой тоже нужен уход. Ещё её везде преследует молодой парень — караулит около подъезда. Ситуация безвыходная и работа за границей кажется единственным выходом. Но, наряду с импульсивностью и вспыльчивостью, присущими всем грузинским женщинам, есть у неё один большой недостаток — она всегда честна перед самой собой, и это обстоятельство сильно мешает в разрешении проблем и даже усугубляет их всё больше и больше. «Жизнь Анны» начинается как социальная драма, постепенно перерастает в триллер, но заканчивается на позитивной ноте — грядут перемены.
Кинофестиваль «Начало» (2016) [ 24.11.2016 ]
В последний день фестиваля я посмотрел две конкурсных работы — «Клезмер» (режиссер Петр Хржан) и «Самый счастливый день в жизни Олли Мяки» (режиссёр Юхо Куосманен). Фильм закрытия «Чужое тело» я решил пропустить, поскольку это телефильм и при желании я смогу его найти в интернете — картину неоднократно показывали в эфире немецкого канала ZDF.
«Клезмер» (Klezmer): в оккупированной Польше идёт охота на евреев. Группа молодых поляков находит в лесу еврея и отправляется к начальнику деревни, чтобы сдать его и получить награду. По пути они обсуждают все небылицы, связанные с евреями, как то: золото, спрятанное в животе, рога на голове, жадность, нечестно добытые богатства и пр. Повстречав на пути Ханку, которую в народе окрестили тётей евреев, отношение к пленнику начинает меняться, группа раскалывается, что в итоге приводит к смерти почти всех героев фильма. Отличный пример того, как из ничего можно создать потрясающее кино. В кадре только лес, актёры и телега с телом. Сценарий фильма отлично подойдёт и для театральной постановки.
«Самый счастливый день в жизни Олли Мяки» (Hymyilevä mies / The Happiest Day in the Life of Olli Mäki): несколько недель из жизни Олли Мяки — финского боксёра, бывшего пекаря из Кокколы. Олли готовится к важному событию — первому боксёрскому поединку международного уровня на территории Финляндии с действующим чемпионом в весовой категории «перо». Самый счастливый день — 12 августа 1962 года, когда Олли Мяки проиграл в двух раундах Дэйви Муру, но зато обрёл кое-что более ценное — любовь. Кино о финском характере, склонном к тишине и покою. Это даже не спортивная драма, а зарисовка из жизни. Реальные Олли и Рая Мяки снялись в эпизодической роли в финальной сцене фильма. По словам режиссёра, именно эта картина была выдвинута Финляндией в лонг-лист премии «Оскар» в категории «лучший иностранный фильм». После показа состоялся Q&A (вопросы и ответы) с режиссёром и сценаристом, специально приехавшими в Санкт-Петербург представить фильм. Синхронный перевод с английского опять хромал, но не так сильно, как днём ранее.
Так как листовки для зрительского голосования стали раздавать только на третий день конкурса, я решил свои голоса оставить при себе, а то как-то нечестно получается. Если бы мне доверили выбрать победителя или же проранжировать фильмы конкурса в соответствии с их художественной ценностью, мой список выглядел бы следующим образом (1 — превосходно, 6 — отвратительно):
- Хорошая жена
- Самый счастливый день в жизни Олли Мяки
- Клезмер
- Жизнь Анны
- Я здесь
- Птица
Победители кинофестиваля «Начало» (2016)
«Приз зрительских симпатий» — фильм «Птица» Ксении Баскаковой. Неудивительно, так как этот фильм показывали в удобное время при максимальной заполненности зала. Спецприз жюри за главную мужскую роль — Иван Охлобыстин за фильм «Птица». Спецприз за новаторское осмысление судьбы народа в годы Второй мировой войны — фильм «Клезмер» (Польша). Приз «За лучшую режиссуру» — фильм «Я здесь» (Латвия). Главный приз — «Самый счастливый день в жизни Олли Мяки» (Финляндия).
Подписывайтесь на мой телеграм-канал: t.me/AndyGoldred, чтобы ничего не пропустить.
Последнее обновление статьи 2 июня, 2022 в 00:48